Лесная промышленность Молчановского Причулымья

Первые промышленные разработки леса в низовьях Чулыма относятся к концу девятнадцатого века. Молчановская пристань снабжала обские парохо­ды дровами, поставляла лес в Томск.

В первые годы советской власти были организованы Молчановский рай­онный лесной комитет и два лесничества (Молчановское и Чулымское), кото­рые занимались охраной и эксплуатацией лесов. С 1923 года на территории района работал Нижне-Чулымский (с 1926 года Обско-Чулымский) лесозаго­товительный участок Сиблестреста в составе трех мастерских участков - Коротинского, Тобулинскогоо и Черкесовского. Они обеспечивали сырьем Могочинский лесозавод. В 1929 году лесозаготовительный участок получил новое наименование - Молчановский леспромхоз (более 30 лет главная контора его располагалась в Молчанове, а в 1962 году была переведена в Сулзат).

Лесозаготовки носили сезонный характер. Лесорубы жили в наскоро по­строенных избушках или шалашах. Основными орудиями труда для них слу­жили пилы и топоры. Лес вывозили на берега рек и речушек на лошадях, а весной его отправляли на плотах к перевалочным пунктам.

Потребность в лесе росла, но объемы лесозаготовок не всегда за ними по­спевали. Если план заготовки леса на 1927 год составлял 10325 кубических са­женей, т.е. сто с лишним тысяч кубометров, то в 1937 году леспромхоз загото­вил 96,6 тысяч кубометров, а вот в предвоенном 1940 году - уже 154,9 тысяч кубометров леса.

Сплав и отправку леса потребителям осуществлял сплавной рейд Молчановского леспромхоза, который в 1930 году был преобразован в Усть-Чулымскую лесоперевалочную базу. Три года спустя она выделилась в само­стоятельное предприятие - Усть-Чулымскую сплавную контору. В первое вре­мя в ней трудилось чуть больше четырехсот человек, в том числе 364 рабочих. В их распоряжении имелось 7 катеров и 8 паузков. В 1940 году в Усть-Чулымской снлавконторе насчитывалось уже 726 работающих, валовая про­дукция оценивалась в 2774 тыс. рублей.

Серьезным испытанием на прочность для коллектива Молчановского лес­промхоза стала война. Многие кадровые рабочие ушли на фронт. Оставшиеся напрягали силы для выполнения государственных планов. По состоянию на 1 июля 1945 года Молчановский леспромхоз объединял Черкесовский, Чугойгинский, Суйгинский, Ергайский, Колбинский, Шегарский спецзаводы. Они выпускали березовые ружейные и лыжные болванки для военного ведомства. Кроме них действовало 17 мастерских участков.

И в годы войны и в послевоенное время все работы в лесу производились по-прежнему вручную. На лесоповале использовалась лучковая поперечная пила, клин, валочная вилка. В 1948 году в леспромхоз завезли лошадей "монгольской" породы, но они не подошли к таежным условиям, а вот "якутки" (поступившие из Якутии) пришлись ко двору. Эти неприхотливые животные выносили любые морозы и ветры. Каждый возчик мечтал иметь та­кого коня.

На зимних работах в лесу участвовали все колхозы Молчановского и Кривошеинского районов. Привлеченные к работам колхозники жили в бараках по 30-50 человек. Посреди барака размещалась печь, которая беспрерывно топи­лась, вдоль стен - нары. В первый год войны бараки освещались лучинами, по­том их сменили жировые светильники. Позднее появились керосиновые лам­пы, а когда в леспромхоз поступили электростанции ПЭС-12, общежития ос­ветились электричеством. Обувь и одежду лесорубы сушили в специальных сушилках, ночью в них дежурил сторож. Питались рабочие в котлопунктах, на каждом участке имелся магазин. На всех мастерских участках обязательно был клуб (красный уголок), в котором в вечернее время проводилась массово-разъяснительная работа.

С окончанием зимнего сезона постоянные рабочие леспромхоза занима­лись сплавом леса. Молевой сплав - кратковременная, но ответственейшая пора в комплексе работ в лесу. Заготавливали тогда древесину только хвойных пород, лиственная в сплав не шла, тонула, реализация ее была затруднена. В настоящее время вся лиственная древесина вывозится.

В 1947 году в леспромхозе началось строительство Сулзатского механи­зированного лесопункта, там стала работать узкоколейная железная дорога по вывозке леса мотовозами. Так на смену ручному труду в лес пришла техника.

В середине 50-х годов из леса ушла лучковая и поперечная пилы, а также лесовозная лошадь. На лесных делянах появились электропилы, работавшие от передвижных электростанций, позднее стали применяться более удобные бен­зопилы. Тепловозы обеспечили возможность вывозки леса в хлыстах, что зна­чительно повысило производительность труда и улучшило качество разделки сортиментов на нижних складах.

В 70-х годах Усть-Чулымская сплавконтора и Молчановский леспромхоз объединились в Чулымский ЛПХ. В Суйге в 80-х годах было организовано и сейчас работает комплексное опытное предприятие.

Версия для слабовидящих
Другое дело