О строительстве Могочинского лесозавода
Новый лесозавод решили построить вблизи с. Могочино, на Оби, невдалеке от устья Чулыма. Доставка леса из лесосек обходилась там всего 17 рублей за кубическую сажень, тогда как при вывозке в Томск цена поднималась до 42 рублей. Строительство Могочинского завода создавало базу освоения лесных богатств Чулыма. Учитывалось и то, что в Могочино могли заходить морские лесовозы. Впоследствии Могочинский завод действительно стал вырабатывать и отгружать экспортную древесину.
Поздней осенью 1924 года Томский губисполком постановил начать строительство Могочинского лесозавода. Навигация уже закончилась. Почти чудом на паузках и моторных лодках удалось до ледостава перебросить в Могочино необходимое оборудование, снятое с томских и кольчугинских предприятий. Позже по зимнему пути довезли остальное.
В течение трех месяцев на берегу Оби выстроили сарай и смонтировали в нем первую пилораму, на которой стали пилить лес для новостройки. Рубить и возить лес для завода подрядились могочинские крестьяне.
В судьбе Могочинского лесозавода, как лучи света в фокусе линзы, сошлись беды и достижения Томской, да и всей сибирской промышленности 20-х годов. Поставленный в жесткие условия коммерческого расчета завод получал кредит только под залог материальных ценностей. Производительность ручного труда на рубке и обработке леса была низкой, штат рабочих и служащих оказался раздут. Вследствие ошибок обследования лесов пришлось неоднократно менять делянки.
Все это удорожало первоначальную смету сооружения завода, растягивало сроки его сдачи. К концу 1925 года Могочинский завод, один из первенцев социалистического строительства на Томской земле, вошел в строй, но на его сооружение были затрачены все оборотные средства предприятия и все дотации губисполкома.
Руководители отдела лесного хозяйства губисполкома полагали, что без дополнительных финансовых средств не обойтись. А для их получения предлагали пойти на закрытие ряда предприятий и перераспределении средств. Конкретный выход был найден в обоюдовыгодном сотрудничестве двух предприятий.
В 1926-м группа инженеров и рабочих "Машиностроя" установила на Могочинском лесозаводе транспортер и элеватор для выгрузки бревен из воды. Расход на доставку кубической сажени леса к пилораме сократился с 7 рублей до 85 копеек. Немалая по тому времени стоимость нового оборудования - 100 тыс. рублей окупалась в течение года.