О строительстве Могочинского лесозавода

Новый лесозавод решили построить вблизи с. Могочино, на Оби, невдале­ке от устья Чулыма. Доставка леса из лесосек обходилась там всего 17 рублей за кубическую сажень, тогда как при вывозке в Томск цена поднималась до 42 рублей. Строительство Могочинского завода создавало базу освоения лесных богатств Чулыма. Учитывалось и то, что в Могочино могли заходить морские лесовозы. Впоследствии Могочинский завод действительно стал вырабатывать и отгружать экспортную древесину.

Поздней осенью 1924 года Томский губисполком постановил начать строительство Могочинского лесозавода. Навигация уже закончилась. Почти чудом на паузках и моторных лодках удалось до ледостава перебросить в Могочино необходимое оборудование, снятое с томских и кольчугинских предприятий. Позже по зимнему пути довезли остальное.

В течение трех месяцев на берегу Оби выстроили сарай и смонтировали в нем первую пилораму, на которой стали пилить лес для новостройки. Рубить и возить лес для завода подрядились могочинские крестьяне.

В судьбе Могочинского лесозавода, как лучи света в фокусе линзы, со­шлись беды и достижения Томской, да и всей сибирской промышленности 20-х годов. Поставленный в жесткие условия коммерческого расчета завод полу­чал кредит только под залог материальных ценностей. Производительность ручного труда на рубке и обработке леса была низкой, штат рабочих и служа­щих оказался раздут. Вследствие ошибок обследования лесов пришлось неод­нократно менять делянки.

Все это удорожало первоначальную смету сооружения завода, растягивало сроки его сдачи. К концу 1925 года Могочинский завод, один из первенцев со­циалистического строительства на Томской земле, вошел в строй, но на его со­оружение были затрачены все оборотные средства предприятия и все дотации губисполкома.

Руководители отдела лесного хозяйства губисполкома полагали, что без дополнительных финансовых средств не обойтись. А для их получения предла­гали пойти на закрытие ряда предприятий и перераспределении средств. Кон­кретный выход был найден в обоюдовыгодном сотрудничестве двух предпри­ятий.

В 1926-м группа инженеров и рабочих "Машиностроя" установила на Могочинском лесозаводе транспортер и элеватор для выгрузки бревен из воды. Расход на доставку кубической сажени леса к пилораме сократился с 7 рублей до 85 копеек. Немалая по тому времени стоимость нового оборудования - 100 тыс. рублей окупалась в течение года.

Версия для слабовидящих
Другое дело