О ситуации на потребительском рынке

Потребительский рынок является неотъемлемой частью экономики Молчановского района. В сфере потребительского рынка по экспертным оценкам на территории района занято 14% населения. Отрасль отличается  также  высокой  долей  частной  собственности, и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.
Повышение качества жизни населения, обеспечение экономического роста, создание потенциала для будущего развития - прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка.
Важнейшей составной частью потребительского рынка является  розничная торговля, которая традиционно относится ко многим базовым отраслям экономики.
Уровень износа основных фондов в данной сфере не превышает 30%, что выгодно отличает ее от состояния всей экономики района в целом, где аналогичный показатель намного выше. В отрасли очень высок уровень нового строительства, вводимых торговых площадей.
Следует отметить, что помимо розничной торговли к потребительскому рынку следует отнести предприятия общественного питания и бытового обслуживания, лёгкой и пищевой промышленности.
За последние годы структура потребительского рынка в Молчановском районе существенно не менялась и выглядит следующим образом
 

 
Сфера торговли постоянно развивается, по итогам 2013 года в Молчановском районе насчитывается 189 объектов, что больше уровня 2012 г. на 7 объектов. Общая площадь торговых объектов составляет около 10 тыс. кв.м. Для сравнения на 01.01.1996 г. в районе насчитывалось 124 торговых объекта.
Объекты розничной торговли в Молчановском районе распределились следующим образом: продовольственной группы  - 13, непродовольственной  - 93, со смешанным ассортиментом товаров - 83. Кроме того, работают 2 супермаркета, использующие прогрессивный метод обслуживания.
В 2013 году увеличилось количество магазинов, имеющих терминалы безналичного расчета в 4,8 раза, и составило - 48 объектов.
В районе наблюдается развитие местной торговой сети, так 66 объектов имеют статус местной торговой сети (в сравнении с 2012 годом – 63 объекта).   Количество торговых сетей от 2 до 4 магазинов составляет 23 объекта. От 5 и более магазинов имеют 2 хозяйствующих субъекта. Кроме того 10 объектов имеют статус федеральной и региональной торговой сети.
На территории района два оптовых предприятия.
Что касается розничных рынков, ярмарок, в районе существует 14 розничных рынков, имеющих статус «Ярмарка». При этом отсутствуют универсальные, специализированные, вещевые, продуктовые и прочие рынки.
В районном центре с. Молчаново сосредоточено 60% всех торговых точек. В двух населённых пунктах (д. Нижняя Фёдоровка и д. Алексеевка) нет торговых объектов, производится доставка товаров.
По крупным и средним предприятиям оборот розничной торговли по итогам 2013 года составил 211,5 млн. рублей или 130,7% к уровню 2012 года (по данным статистики). По оценке данный показатель с учётом оборота розничной торговли на малых предприятиях составил 826 млн. руб.
Торговая наценка на продовольственные товары различна и варьируется от 7% (где отсутствуют посредники и налажены каналы товародвижения) до 40% в зависимости от методов обслуживания, способов доставки, а также места расположения торгового объекта и других факторов.
Пищевая промышленность района представлена 10 объектами, на которых выпускаются: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко пастеризованное, кондитерские изделия.
В районе 4 объекта, осуществляющих пошив швейных изделий, два из которых являются ателье, и два цеха по пошиву мелкого опта на продажу.
Закупку у населения дикорастущей и плодово-ягодной продукции на территории района осуществляют 10 приемозаготовительных пункта, в том числе стационарных - 4, передвижных - 6. Пункты расположены, как в районном центре, так и на правом берегу реки Обь – в с. Могочино, с.Сулзат и с.Суйга.
В районе насчитывается 13 предприятий общественного питания, в том числе - 1 буфет. Предприятий общественного питания закрытого типа (при социальных учреждениях) - 17.
Бытовые услуги оказывают 59 субъектов. В сравнении с 2012 годом их количество увеличилось на 10.
Ежегодно в развитие потребительского рынка вкладываются инвестиции, благодаря чему развивается придорожный сервис, проводится расширение и обустройство гостевых комплексов, развиваются станции техобслуживания, услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, деятельность кафе, проводится обустройство малых цехов по производству одежды, а также услуг по переработке древесины, развивается ремесленное производство и заготовительная деятельность.
Несмотря на наличие достаточного числа объектов обслуживания населения, потребительский рынок района объективно обладает потенциальными возможностями для более полного удовлетворения потребительского спроса.

Анализ показателей развития потребительского рынка показал особенности развития потребительского рынка:

  • остро сказывается неравномерность размещения объектов на территории района;
  • рынок услуг в районе характеризуется недостаточным уровнем их качества, развитием отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами;
  • рынок нематериальных услуг характеризуется однообразием предлагаемых услуг;
  • недостаточно сформирована инфраструктура объектов придорожного сервиса;
  • не сформированы каналы товародвижения, в котором в настоящее время значительную долю занимают посредники. В настоящее время потребительский рынок и сфера услуг базируются на многочисленной мелкой розничной сети;
  • в сфере слабо организованной и неорганизованной торговли наиболее остро стоит проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг: в розничном звене - на ярмарках и в мелкорозничной торговле.

        Такие особенности связаны с наличием в развитии потребительского рынка проблем, которые сдерживают создание новых объектов потребительского рынка и совершенствование уже имеющихся объектов:

Для сферы торговли
       - неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей;
       - недостаток современных типов торговых структур, складских площадей, отвечающих стандартам качества. Наблюдается в некоторых магазинах, где торговые залы используются как складские помещения и затруднён доступ к прилавкам, либо к демонстрационным стелажам;
      - привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки.

Для сферы общественного питания:
       - низкий уровень сервиса на объектах общественного питания, особенно в сельских поселениях и объектах придорожного сервиса;
       - большая текучесть кадров, связанная с использованием низкоквалифицированных кадров и низкой оплатой труда;
       - заниженная требовательность и низкая платежеспособность потребителей, что ведет к искусственному завышению самооценки организаций общественного питания и снижению их конкурентоспособности;
      - недостаток собственных оборотных средств не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.

Для сферы бытового обслуживания:
       - низкая рентабельность предприятий бытового обслуживания;
       - слабая материально - техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование;
       - отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии  сферы бытового обслуживания на селе;
       - недостаточная подготовка квалифицированных кадров для предприятий службы быта;
       - неравномерность спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем дохода привела в отдельных случаях к уменьшению доли услуг, производимых по доступным для малообеспеченных слоёв населения ценам, и оказанию услуг в теневом секторе экономики;
       - слабо развитая сеть бытового обслуживания в сельских поселениях, в результате чего сформировалась высокая территориальная дифференциация и в сфере бытового обслуживания.
Версия для слабовидящих
Другое дело