В условиях современного развития общества происходит бурное внедрение компьютерных технологий в сферу библиотечного обслуживания.

Расширяются доступность и возможности использования современных информационных Интернет-ресурсов, мультимедийных средств. В библиотеках происходит переосмысление стоящих перед ними задач. Укрепляется статус библиотек как информационных и образовательных центров. Меняются формы предоставления информации, расширяется спектр услуг, оказываемых населению. В системе обслуживания читателей работники центральной библиотеки используют как традиционные, так и новые информационные технологии. В библиотеке увеличилось количество компьютерной техники, имеется доступ в Интернет, электронная почта.

Для выполнения информационных запросов библиотекари используют ресурсы глобальной сети Интернет, электронные каталоги российских библиотек, приобретенные библиографические базы данных. Читатели по достоинству оценили такой источник получения информации, как предоставление полнотекстовых документов (рефератов, курсовых и контрольных работ). Добытая в глобальной сети информация может быть представлена как на бумажных, так и на электронных носителях (дискеты, CD-диски).

Библиотека начала формировать собственные электронные каталоги, фонд справочной литературы: энциклопедии, словари, справочники, детские обучающие программы на компакт-дисках компании "Кирилл и Мефодий. "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-2003", "Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия-2002", "Энциклопедия этикета", "Энциклопедия животных", "5 555 шедевров мировой живописи"; "Шедевры музыки", "Современное российское искусство", "Туристический атлас мира"; отраслевые энциклопедии (всего 27 названий) - рассчитаны как на профессионалов, так и на несведущего пользователя. Традиционные энциклопедические статьи и иллюстрации органично дополняются анимациями, аудио и видео, интерактивными приложениями и развивающими играми.

Использование Медиатеки КМ существенно увеличивает информационный потенциал библиотеки, повышает уровень обслуживания читателей, наполняет работу новым интересным содержанием. В детском и взрослом читальных залах установлены рабочие станции, которые помогают детям и взрослым в процессе обучения и самообразования. По желанию читателя найденная на дисках информация может быть распечатана на принтере или сохранена на дискете. Накапливается опыт проведения медиа-уроков с использованием мультимедийных CD-ROM. Смысл заключается в том, чтобы разнообразить звуковыми и видеофрагментами материал для бесед, утренников, массовых мероприятий.

Большим подспорьем в работе явилось приобретение полнотекстовой БД "Консультант Плюс". К услугам пользователей предоставлены как нормативные документы федерального, регионального законодательства, так и аналитический консультационный материал. Правовые базы данных постоянно обновляются, поэтому читатели одними из первых могут узнать обо всех изменениях в законодательстве, получить устную информацию, бумажную или электронную копию необходимого документа.

Наряду с традиционным МБА (межбиблиотечным абонементом) развивается служба электронной доставки документов (ЭДД). Библиотека заключила договор на заказ и получение оцифрованных копий документов, имеющихся в фонде областной библиотеки. Зная точные выходные данные (автор, заглавие, место издания, издательство, год издания, страница), читатель может заказать документ и оперативно получить копию книги или статьи по каналам электронной почты.

Внедрение современных информационных технологий в библиотечные процессы подчинено одной цели - максимально оперативному и полному удовлетворению информационных потребностей пользователей.

Версия для слабовидящих
Другое дело