Потребительский рынок ⁄ Администрация Молчановского района

Глава района

Сальков Юрий Юрьевич

Приемная главы

Потребительский рынок

КАРТА ОРГАНИЗАЦИЙ МОЛЧАНОВСКОГО РАЙОНА 

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Управление Роспотребнадзора по Томской области

Территориальный отдел Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе:

636300, Томская обл., с.Кривошеино, ул.Ленина, дом 1Б, Тел/факс (38251) 21 8 39

Департамент потребительского рынка Администрации Томской области

ЕГАИС: учет производства и оборота алкоголя

Памятка для организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции

Распоряжение Администрации Молчановского района от 17.01.2017 № 16-р "Об организации районных ярмарок выходного дня"

Решение Совета Молчановского сельского поселения "Об определении границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Молчановского сельского поселения" (схемы границ)

Решение Совета Наргинского сельского поселения "Об определении границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Наргинского сельского поселения"

Решение Совета Суйгинского сельского поселения "Об определении границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Суйгинского сельского поселения"

Торговый реестр

Нормативные правовые документы

О ситуации на потребительском рынке на 01.01.2017

Потребительский рынок является неотъемлемой частью экономики Молчановского района. В сфере потребительского рынка по экспертным оценкам на территории района занято около 15% населения. Отрасль отличается  высокой  долей  частной  собственности и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.

Несмотря на то, что 2016 год сопровождался устойчивостью российской экономики к различным внешним экономическим санкциям и уменьшением уровня инфляции, в целом происходило падение потребительской активности  и реальных доходов населения, сокращением товарооборота, уменьшением спроса на различные услуги. Общие тенденции экономической ситуации страны несомненно сказалась на развитии потребительского рынка в муниципальном образовании «Молчановский район».

Важнейшей составной частью потребительского рынка является  розничная торговля, которая традиционно относится ко многим базовым отраслям экономики.

Уровень износа основных фондов в данной сфере не превышает 30%, что выгодно отличает ее от состояния всей экономики района в целом, где аналогичный показатель намного выше. В отрасли высок уровень нового строительства, вводимых торговых площадей.

Следует отметить, что помимо розничной торговли к потребительскому рынку следует отнести предприятия общественного питания и бытового обслуживания, лёгкой и пищевой промышленности.

За последние годы структура потребительского рынка в Молчановском районе существенно не менялась и выглядит следующим образом:

На 01.01.2017 в Молчановском районе насчитывается 171 объект торговли, что больше на 1,8% (2 единицы) в сравнении с 2015 годом. Общая площадь торговых объектов составляет свыше 10,6 тыс. кв.м.

Объекты розничной торговли в Молчановском районе распределились следующим образом:

- продовольственной группы  - 12 единиц,

- непродовольственной  - 88,

- со смешанным ассортиментом товаров - 71.

В районе работает 1 торговый объект, использующий современный формат обслуживания (супермаркет). На 1 единицу увеличилось количество магазинов, осуществляющих расчеты через терминалы безналичного расчета, на 01.01.2016 - 85 объектов, на 01.01.2017 – 86.

Статус объектов местной торговой сети имеют 52 объекта. Количество торговых сетей от 2 до 4 магазинов составляет 18 объектов. От 5 и более магазинов имеют 2 хозяйствующих субъекта. Кроме того, 21 объект представители федеральных и региональных торговых сетей.

На территории района осуществляют свою деятельность два оптовых предприятия.

Для реализации сельскохозяйственной продукции функционирует павильон-ярмарка. У жителей есть возможность реализовывать свою продукцию в комфортных условиях. Павильон-ярмарка работает ежедневно с 8.00.

С целью стимулирования купли-продажи продукции местных производителей специалисты Администрации Молчановского района проводят ярмарки «Выходного дня». На ярмарках реализуют продукцию индивидуальные предприниматели и владельцы ЛПХ. Ассортимент продукции разнообразен и постоянно меняется. В реализации: рыба, мясо, молочная продукция, выпечка, изделия декоративно-прикладного творчества.

В районном центре с. Молчаново сосредоточено 59% всех торговых точек. В семи населённых пунктах (д.Верхняя Федоровка, д. Нижняя Фёдоровка, д. Алексеевка, д.Князевка, д.Нефтебаза, д.Большой Татош, д.Тювинка) нет торговых объектов, доставка товаров производится по графику Молчановским почтамтом - ОСП УФПС Томской области - Филиал ФГУП «Почта России».

Пищевая промышленность района представлена 9 объектами, на которых выпускаются: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко пастеризованное, кондитерские изделия.

В районе 3 объекта, осуществляющих пошив швейных изделий и 1 объект по производству полиэтиленовых изделий.

Закупку у населения дикорастущей и плодово-ягодной продукции на территории района осуществляют 7 приемозаготовительных пунктов. Пункты расположены, как в районном центре, так и на правом берегу реки Обь – в с. Могочино, с. Сулзат и с. Суйга.

В районе насчитывается 11 предприятий общественного питания, в том числе - 1 буфет. Реализуется проект по развитию сферы общественного питания. Организована доставка населению суши, роллов, пиццы, в том числе за пределы Молчановского района.

Сфера бытового обслуживания населения в районе характеризуется как умеренно развивающаяся, при этом имеющая потенциал развития. Бытовые услуги оказывают 53 субъекта. В данном секторе развитие конкуренции наблюдается в сфере парикмахерских услуг, услуг по ремонту помещений и ритуальных услуг. Количество занятых в данной сфере сократилось на 4 человека. Такая тенденция связана с сокращением спроса на те или иные услуги (например: услуги по пошиву и ремонту одежды, изготовлению и ремонту мебели).

Ежегодно в развитие потребительского рынка вкладываются инвестиции, благодаря чему развивается придорожный сервис, проводится расширение и обустройство гостевых комплексов, развиваются станции техобслуживания, деятельность кафе, а также услуг по переработке древесины и  заготовительная деятельность.

На территории муниципального образования «Молчановский район» действует «Мастерская плетеных изделий», специалисты которой поддерживают старинные традиции по изготовлению изделий из краснопрутника. На сегодняшний день изделия из лозы можно приобрести на ярмарках выходного дня или оформить заказ непосредственно у индивидуального предпринимателя.

 Несмотря на наличие достаточного числа объектов обслуживания населения, потребительский рынок района объективно обладает потенциальными возможностями для более полного удовлетворения потребительского спроса.

Особенности развития потребительского рынка:

  • остро сказывается неравномерность размещения объектов на территории района;
  • рынок бытовых услуг характеризуется однообразием предлагаемых услуг;
  • недостаточно сформирована инфраструктура объектов придорожного сервиса.

        Такие особенности связаны с наличием в развитии потребительского рынка проблем, которые сдерживают создание новых объектов потребительского рынка и совершенствование уже имеющихся объектов:

        Для сферы торговли

-   неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей;

- привлечение и найм работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;

- дефицит современных форматов торговли, особенно на периферии.

Для сферы общественного питания:

-       низкий уровень внедрения новых технологий на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования;
  • низкий уровень сервиса на объектах общественного питания, особенно в сельских поселениях и объектах придорожного сервиса;
  • большая текучесть кадров, связанная с использованием низкоквалифицированных кадров и невысокой оплатой труда;
  • недостаток собственных оборотных средств не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.

Для сферы бытового обслуживания:

  • низкая рентабельность предприятий бытового обслуживания;
  • слабая материально - техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование;
  • отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии  сферы бытового обслуживания на селе;
  • недостаточная подготовка квалифицированных кадров для предприятий службы быта;
  • слабо развитая сеть бытового обслуживания в сельских поселениях, в результате чего сформировалась высокая территориальная дифференциация в сфере бытового обслуживания.

В 2016 году можно говорить о стабильной ситуации в сегментах потребительского рынка, наблюдается небольшое увеличение количества объектов торговли, в сфере бытового обслуживания наблюдается снижение доли хозяйствующих субъектов.

 

О требованиях к субъектам потребительского рынка, осуществляющих розничную торговлю

 

На потребительском рынке в последние годы активно происходит изменение требований и условий осуществления деятельности, особенно это касается продажи алкогольной продукции, кассовой дисциплины, санитарного состояния объектов и т.д.

         Краткий обзор действующего законодательства о требованиях, предъявляемых в сфере торговли:

     О применении контрольно-кассовой техники

  Согласно Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.

В соответствии с постановлением Администрацией Томской области от 11.12.2003 №61а организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в отдалённых, труднодоступных местностях, утверждённых в перечне. Данные исключения не относятся к торговым точкам, осуществляющим торговлю алкогольной продукцией и пивом.

 

О запрете розничной продажи алкогольной продукции

В каждом сельском поселении Молчановского района принят муниципальный правовой акт об определении границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых не допускается  розничная продажа алкогольной продукции. Расстояние от организаций и объектов до границ прилегающих территорий определяется по пешеходной дорожке от входа для посетителей в здание.

Минимальное расстояние от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий по поселениям установлено разное:

Молчановское сельское поселение – 15 метров;

Тунгусовское сельское поселение – 15 метров;

Наргинское сельское поселение – 30 метров;

Могочинское сельское поселение – 50 метров;

Суйгинское сельское поселение – 50 метров.

Розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:

- к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;

- вокзалам и иным местам массового скопления граждан.

Муниципальные правовые акты размещены на сайтах сельских поселений.

В данном случае следует руководствоваться Федеральным законом №171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1425 «Об определении органами государственной власти субъектов РФ мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

 

 

О декларировании объемов оборота алкоголя

С целью повышения эффективности государственного контроля по представлению деклараций об объеме оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих розничную продажу пива и др. напитков необходимо подавать декларацию ежеквартально. Для этого можно воспользоваться услугами Центра поддержки предпринимательства и консультирования селян, телефон 22-2-03.

Искажение информации, нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и использования алкоголя влекут наложение административного штрафа.

Основанием является постановление Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

Кроме того, с целью контроля над производством и продажей спиртных напитков действует единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Данная система позволяет отслеживать весь процесс от производства алкогольной продукции до ее продажи, что позволит сократить на рынке долю контрафактной алкогольной продукции.

Данный вопрос регламентирован Федеральным законом №171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

 

О формировании торгового реестра

Департамент потребительского рынка уже несколько лет формирует торговый реестр.

Основание: 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации», статья 20.

 

О минимальной обеспеченности населения торговыми объектами

 Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Молчановского района составляет 342,67 кв.м/1000 человек. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов в районе составляет 852 кв.м/1000 человек. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития Томской области, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.

Основание: 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации».

Постановление Администрации Томской области 15а от 25.01.2017 «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Томской области».

 

 

О требованиях к розничной продаже алкогольной продукции:

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: 

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; 
  • в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; 
  • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; 
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; 
  • на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; 
  • в нестационарных торговых объектах; 
  • несовершеннолетним; 
  • без сопроводительных документов. 

Время продажи алкоголя ограничено – с 22 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков при оказании услуг общественного питания.

   Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров.

Основание: ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года  № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции».

Версия для слабовидящих